Газета «Кто строит в Петербурге»: Госуслуги – дело техники

17 апреля 2017 года

В 2016 году в Петербурге произошли качественные изменения в государственном управлении строительным комплексом. Большинство профильных комитетов перешли на оказание государственных услуг в электронном виде, начала работать Единая система строительного комплекса.

Взаимодействие бизнеса и власти перемещается из кабинетов в плоскость IT-технологий.

О том, как повлияли эти преобразования на работу Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, мы побеседовали с начальником ведомства Леонидом Кулаковым.

– Леонид Владимирович, Служба оказывает услуги только в электронном виде или старые формы обращения пока еще сохраняются?

– Госпрограммы по улучшению качества госуслуг подразумевают два основных способа обращения за разрешениями: через многофункциональные центры и в электронном виде. В Санкт-Петербурге правительство приняло «дорожную карту» по улучшению условий ведения бизнеса на 2015–2017 годы и соответствующие распоряжения, которыми был предусмотрен перевод административных процедур по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в электронный вид к концу 2016 года.

Мы выполнили эту задачу и после тестирования программных продуктов с сентября прошлого года предоставили возможность застройщикам обращаться за заключением госэкспертизы и разрешениями в электронном виде. Кроме этого, предусмотрено и направление в электронной форме уведомлений для осуществления проверок управления государственного строительного надзора.

При этом заявители могут обратиться за нашими услугами и в многофункциональные центры Санкт-Петербурга. Пока этот способ остается наиболее популярным у застройщиков.

– Что изменилось после внедрения новых технологий в работу Службы? Как это улучшило взаимодействие с застройщиками?

– Прежде всего, сократилось количество документов, обязательных для предоставления. За счет межведомственного взаимодействия Служба самостоятельно запрашивает правоустанавливающие документы на земельный участок, Градплан или ППТ, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Если проектная документация получила положительное заключение в нашем подведомственном учреждении, Центре госэкспертизы, заявитель имеет право не предоставлять материалы, содержащиеся в проектной документации. Эти документы мы можем получить в электронном архиве, который создан в Службе.

Перечень документов сократился и при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Если застройщик получил положительный результат итоговой проверки, можно сказать, что заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и техрегламентам (ЗОС) выдается автоматически.

Сократилось время ожидания начала оказания госуслуги. Застройщики могут обратиться в любое из 58 отделений многофункциональных центров либо, оставаясь дома или в офисе, направить заявление и существенный объем документов в электронном виде в любое время суток из любой точки мира.

Процесс оказания государственной услуги стал прозрачным. Если заявитель воспользовался электронной формой, в своем «Личном кабинете» на официальном сайте Службы он может получить информацию о ходе рассмотрения своего заявления.

– Вы упомянули тот факт, что заявители преимущественно обращаются за услугами через МФЦ, хотя теоретически электронный вид гораздо удобнее и экономичнее по времени. Как вы считаете, с чем это связано?

– Введение нового способа подачи заявлений и извещений было закреплено нормативными правовыми актами Службы, административными регламентами, которые вступили в силу в начале этого года. Однако за прошедшее время им воспользовались считаные единицы заявителей. При этом количество пользователей «Личного кабинета» официального сайта Службы около двух тысяч.

На одной из последних встреч с застройщиками мы проводили свой собственный опрос. Мы спрашивали, ознакомились ли пользователи с электронными сервисами и каким им показался этот опыт? Две трети опрошенных отметили, что попробовали использовать сервисы. 13 % опрошенных испытывали трудности при использовании. Половина не может воспользоваться по причине затруднений с электронной цифровой подписью. Почти 100 % опрошенных нужны дополнительные консультации специалистов перед началом обращения за госуслугами.

Для того чтобы разъяснить особенности процедуры подачи документов в электронном виде, специалисты Центра госэкспертизы провели 6 обучающих семинаров за первый квартал этого года. Служба в свою очередь также планирует проводить такие семинары.

– Госуслуги Службы интегрированы в Единую систему строительного комплекса, что дальше?

– IT-продукты должны позволить выстроить эффективное взаимодействие с застройщиками, чтобы большинство государственных услуг перестало быть «тяжелой ношей» как для заявителей, так и для исполнителей. Автоматизация госуслуг, развитие электронных сервисов – это общемировая тенденция, которая призвана улучшить предпринимательский климат. За информационными системами будущее.

Сейчас перед органами власти и представителями бизнеса Санкт-Петербурга стоит задача перейти на новый вид услуг. Мне бы хотелось обратиться к нашим заявителям и предложить им попробовать новые возможности для обращения за госуслугами Службы. Кроме этого, мы будем благодарны за обратную связь и готовы ответить на все вопросы об использовании электронных сервисов.

ДАТА


С 1 января 2017 года Санкт-Петербургский центр государственной экспертизы стал принимать проектную документацию и результаты инженерных изысканий только в электронной форме для проведения госэкспертизы.

ДАТА
Первое разрешение на строительство в электронном виде выдано 3 февраля 2017 года, первое заключение государственной экспертизы – 23 марта 2017 года.

КСТАТИ
Административные регламенты о выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, в которых был разъяснен способ обращения в Госстройнадзор Санкт-Петербурга с заявлениями в электронном виде, вступили в силу с 1 января 2017 года.

 

 

 

Назад